«Мое вдохновение – природа родного края». Александра Бочкарева-Иннокентьева о своем творческом пути

 22.04.2021 г.
Количество показов: 70
Красота якутской природы, философское осмысление окружающей действительности, удивительный мир Олонхо, работа и быт тружеников якутского села — всё это отражается в картинах известной якутской художницы Александры Бочкаревой-Иннокентьевой – Сууралдьыма. Корреспондент ЯСИА побывала в мастерской художницы и побеседовала с ней о начале творческого пути, интересных и загадочных историях и подходах к работе.

В основе работ Александры Бочкаревой-Иннокентьевой – Сууралдьыма лежит красота родной природы. В 1980-х годах она писала жанровые картины, повествующие о красоте спокойной сельской жизни, где главной героиней выступала женщина-мастерица, женщина-мать. Создавала натюрморты, изображающие традиционные якутские изделия. В конце 1990-х – 2000-х годов меняется характер творчества художницы – она создает крупноформатные полотна философского содержания, используя метафоры, аллегории. Известность приобрели ее работы по философскому осмыслению смены тысячелетий. Много полотен Сууралдьыма посвящено этнографической теме, в том числе якутскому эпосу Олонхо.

Начало творческого пути

«Я и не думала, что буду художником. Моя бабушка по отцовской линии рисовала. Она меня воспитывала до восьмого класса и была моим самым близким человеком. Я тоже немного рисовала, но никому не показывала. После окончания школы, два года работала дояркой, затем решила стать физиком. Я с детства любила решать задачи, любила числа. Так, я поступила в Физмат», — рассказала Сууралдьыма.

Но волею судьбы и благодаря знакомству с одной девушкой, поступающей в художественное училище, перед Александрой открылся мир творчества. «Мы пошли в музей на улице Хабарова, где хранятся замечательные работы. Я увидела работу акварелью – натюрморт с капустой, тарелкой и ножом. Профессионализм, с которым была выполнена работа, меня поразил – все на картине казалось реалистичным, будто можно было дотронуться до тарелки, а блестящим ножом вот-вот можно разрезать капусту. Я стою и смотрю на картину и вдруг меня будто озарило: я хочу писать, я хочу так делать. Две ночи я думала, не хотела решать задачи, не хотела учить детей. Таким образом, решила поступать в художественный колледж. Несмотря на очень короткие сроки, по стечению обстоятельств успела подать документы и пошла на вступительный экзамен. Акварелью надо было нарисовать зеленый чайник, яблоко и оранжевую ткань. Я начала рисовать, как умею. Чайник нарисовала полностью зеленой краской, а потом смотрю, у других чайник совсем разноцветный. Я внимательно посмотрела, а ведь он не полностью зеленый, есть и блики. Хотела добавить оранжевый – кладу его на зеленый, а получается черный. Помню, мне кто-то сверху сказал: «Смой». Но кто мне это подсказал, так и осталось загадкой, будто кто-то сверху. Я, конечно же, не зная, как смывать, намочила весь холст, и стою плачу. Уже подумала, что поеду опять работать дояркой. Успокоившись, натянула сырую бумагу, и начала на ней писать – какая живопись получилась, техника «А ля прима» — по-сырому писать получилось очень красиво. Так и поступила», — вспоминает художница.

Первой профессионально работой Сууралдьымы является автопортрет, который в дальнейшем принимал участие на выставках. «Готовых позировать часами не было, поэтому через маленькое зеркало я писала себя», — сказала художница.

Физика и математика  и сейчас присутствует в жизни Александры Бочкаревой-Иннокентевой. К примеру, благодаря вычислениям, художница с точностью определяет распределение героев на холсте,  определяет тени и блики.

«Меня вдохновляет природа и история родного края»

Пробуждение природы, белый разноцветный снег – все это очень интересно наблюдать. Я сама родилась в местности, где есть горы и реки. И мое вдохновение — это природа и красоты моего родного края. Ведь даже если ты один в чистом поле, то не чувствуешь себя одиноким. Где-то рядышком ползает жучок, поет птичка, дует ветерок, будто что-то рассказывают

«Каждую работу я выполняю от чистого сердца, мне никто, например, не говорил, напиши картину о Чурапчинских переселенцах. Когда я была маленькая, слышала истории о тяжелой жизни переселенцев. Слышала, как они голодали, я поняла, как страдали люди, и в дань уважения хотела сделать такие работы. Картины должны передавать настоящую правду, поэтому я очень много времени уделяю изучению материалов», — рассказала художница.

В картинах, посвященных Чурапчинским переселенцам, художница хотела показать дух человека, лишенного своей родины. «Они попали в незнакомую среду, но они выжили и даже перевыполняли план по рыболовству несколько раз. Вот такие сильные духом люди. Ели говорить, почему в работе «Зимняя рыбалка» я остановилась именно на налимах, то это одна из самых вкусных рыб. Вначале декабря у налимов начинается нерест, и рыба выплывает на край реки и заплывает в верши, сделанные весьма необычно — не из прутьев тальника, а из конского волоса, а по весу они не такие тяжелые и в то же время удобные в применении. Затем налимов вылавливают и многие, наверное, знают, что самое вкусное у налима – это печень и икра. Сдавали огромных налимов, в других городах такие не водятся», — поделилась собеседница.

Я хочу рассказать историю родного края. Я горжусь тем, что родилась в Якутии, горжусь нашей историей, культурой, языком и хочу все это осветить

Александра Бочкарева-Иннокентьева автор множества портретов писателей, ученых, артистов, общественных деятелей республики. Она писала портреты Платона Ойунского, Ивана Федосеева – Доосо, физиков, преподавателей, артистов – всего более 200 портретов. Большинство работ хранятся в Хатырыкском наслеге.

Кроме того,  отдельное место в творчестве Бочкаревой-Иннокентьевой занимает мир Олонхо. Так, картина «Олонхо» — ярчайшая работа, которую художница расписала на стенах Ытык-Кюельской средней школы в 1996 году. Общий размер росписи составляет 88 квадратных метров. К слову, картина и сейчас украшает стены школы.

Загадочные истории

Александра Бочкарева-Иннокентьева с нежностью вспоминает каждую свою работу. С некоторыми даже связаны удивительные и загадочные совпадения. «Мою подругу, тогда еще учительницу 14 школы, я написала богатой, успешной и с книгами. И вот что удивительно, она действительно в дальнейшем написала книгу. Еще одна интересная история связана с картиной, где изображены Аан Алахчын и Иэйэхсит (По якутским поверьям Иэйэхсит — богиня-покровительница людей, домашних животных, Аан Алахчын Хотун – Хозяйка земли). Я попросила сделать календари с изображением этой картины и подарила их своим подругам. Одна моя подруга подарила календарь своей подруге, которая долгое время не могла завести детей. Они с мужем очень хотели детей, а моя подруга с пожеланиями обретения счастья и со словами: «У тебя обязательно будет ребенок» подарила календарь с изображением Иэйэхсит, через некоторое время, мне принесли радостные новости. Потом был еще случай, когда в другой семье внучка родила долгожданного ребенка», — рассказала собеседница агентства.

Бочкарева-Иннокентьева побывала во многих городах России и познакомилась с интересными людьми, которые так или иначе повлияли на ее творческий путь. Как сейчас вспоминает художница, одна из самых ярких встреч была с известным советским живописцем Олегом Толстым – правнуком величайшего писателя Льва Толстого. «К тому времени, когда мы познакомились, я уже написала около 100 картин и поехала на Творческие дачи на «Академичке». Он выделил для меня огромную мастерскую, поселил в очень хороший благоустроенный дом. Мы работали и жили в шикарных условиях. Вообще мне очень посчастливилось познакомиться с великими людьми. Так, Дмитрий Кононович Сивцев – Суорун Омоллоон в 1980-х годах пригласил меня работать над оформлением интерьера «Балагана Олонхо». С ним было очень интересно работать. Помню, он очень увлеченно рассказывал разные истории, а в то время я не очень разбиралась в теме Олонхо и, вдохновляясь его рассказами, мы проделали большую работу», — вспомнила художница.

История картины длинной в 20 лет

Картина «Якутская свадьба», которую художница начала писать в конце 90-х годов, представляет собой  не только живописное полотно, но и итог длительного исследовательского труда, так как модели одежды для каждого персонажа написаны с учетом материалов этнографических экспедиций, раскопок и публикаций.

Как признается художница, она крайне кропотливо подходит к реализации каждой своей работы. Уделяя внимание каждой детали, узнавая подлинную историю того или иного предмета, человека или местности, а также углубленно изучая традиции народа Саха, Сууралдьыма вносит огромный вклад в сохранение культуры, истории и традиций.

«Однажды я собирала материалы для своей дипломной работы в Черкехском музее, а, как известно, – это кладезь знаний. И тогда я увидела национальные наряды невесты и с того времени я заинтересовалась темой якутской свадьбы. Художник – своего рода писатель, сначала собирает материалы, как историк изучает все факты вплоть до места. Художник может быть и сценографом, и режиссером, который предусматривает каждую мелочь. Например, необходимо четко представлять, куда поставить каждого персонажа, насколько важен этот персонаж, какую роль он играет, где должна быть массовка – все это должны представлять как фильм или постановку в театре. Вот, когда смотришь спектакль, все-равно обозначаешь главного героя, так и на картине. И, если в спектакле все это можно передать словами и действиями, то на изначально белом холсте нужно показать целую историю, чтобы любой человек, неважно на каком языке он говорит, мог понять ее. Особенностью конкретно этой картины является то, что я попыталась показать историю и особенности национальной одежды и бытовых предметов, вплоть до чоронов с 16 по 19 века. Когда в 1999 году я начинала писать эту работу, ранняя национальная одежда якутов не была изучена. Я изучала литературу о якутской свадьбе, но все-равно нигде ничего не было. Материалы встречались в работах Слепцова, Ксенофонтова, Серашевского. Но в целом о ритуалах, особенностях нарядов, о расположении людей нигде не было описано – хотя для всего этого есть свои обычаи. Я ездила по музеям улусов, изучала быт предков, писала натюрморты, портреты селян, мастериц в национальных одеждах, лошадей в убранстве, в итоге создавая композицию будущей картины», — рассказала Бочкарева-Иннокентьева.

Самое удивительное и особенное в работе художника – это международный язык. Каждый, смотря на картину, пропускает ее через свое видение.

Картину, посвященную якутской свадьбе художница, как говорит сама, начала писать еще в прошлом веке: «Очень медленно пишу, потому что начать то я начала, а потом обнаружила, что у меня мало знаний и материалов».

На картине изображен один из обычаев якутской свадьбы – приезд невесты к дому жениха. Невеста на белой кобыле харамньы, которую ведут за узды две девочки-подростка, останавливается перед невысоким столбом сэргэ. Этот сэргэ – обманный невысокий, чтобы не привлекать внимания абааhы – темных сил и тем самым уберечь невесту. Далее невеста верхом на лошади, а за ней все гости должны несколько раз (обычно три раза) объехать или обойти вокруг столба для того, чтобы сбить со следа темные силы. Также на картине изображены обряд возжигания огня (через огонь обращались к верхним божествам и духам местности и просили благосклонности), обряды и состязания по питью кумыса, а также обычаи, связанные с Аллеей чэчир, по которой невеста проходит в балаган и будущим жильем молодоженов. Каждая деталь картины, каждый предмет — посуда, игрушки серьги, заколки для волос, прически людей и каждое действие человека отражает быт народа Саха, а также его обычаи.

Как отмечает Сууралдьыма, работа над картиной еще продолжается, но, несмотря на это, фотографии с фрагментами картины разлетелись по всему миру и завоевали интерес любителей искусства и культуры.

В одной из последних работ Александра Бочкарева-Иннокентьева отразила тревожные чувства, связанные с коронавирусом: «Я сама очень долго болела коронавирусом и еще до этого, в самом начале, когда узнала из одной передачи о многочисленных смертях от коварной болезни, мне стало очень плохо и грустно и это состояние, свои чувства я хотела отразить на холсте».

«Каждая работа для меня по-своему близка и бесценна. Были даже случаи, когда я не смогла продать свои работы. Сейчас у меня в планах воплотить в жизнь множество идей», — заключила художница.

Справка: Александрой Самсоновной Бочкаревой-Иннокентьевой – Сууралдьыма – художник-живописец, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств РС (Я). Александра Самсоновна родилась 18 мая 1953 года в Соловьевском наслеге Чурапчинского района. В 1977 году с отличием окончила Якутское художественное училище (ныне ЯХУ им. П.П. Романова), в 1983 году Дальневосточный государственный институт искусств (мастерская С.А. Литвинова). До 1999 занималась преподавательской деятельностью, сегодня занимается свободным творчеством. Её работы хранятся в частных коллекциях в России, США, Израиле, Индии, Японии, Канаде и в Нидерландах.

Фото: Мария Васильева, ЯСИА



Количество показов: 70
Рубрика: Дата публикации: 2021-04-22 19:02:35
Дата изменения: 2021-04-29 12:11:09 Опубликовано на сайте: СахаТаймс.КлипАрт - лицензионные фотографии Республики Саха (Якутия)
Компания Инфомастер

Возврат к списку